Устранение срывов, устранение непостановки на взвод и доводка УСМ клонов Гамо на примере Краловских УСМ

В этой статье попробую рассказать о причинах непостановки на взвод или срывов шептала, с которыми столкнулся лично на своей винтовке Крал 002 или на попавших в мои руки винтовках клонах Гамо и Гамо. Попробую рассказать как о причинах, так и способах диагностики и методах устранения. Данная статья не является панацеей и не претендует на абсолютную точность и охват. Часть причин проблем и их решений встречались на практике, часть расматривается теоретически. Все что опробовано на практике - сопровождается фотографиями. Все что Вы делаете со своей винтовкой и своим здоровьем делается на Ваш страх и риск. Автор за возможный ущерб ответственности не несет - у Вас своя голова на плечах :). В результате плодотворной критики статья может быть исправлена в частях, где я мог ошибится в своих рассуждениях и дополнена :).

Сразу принесу свои извинения за качество фото - камера мобилки не снимает в макро-режиме... поэтому фоток мало и такие, какие есть :(. Других на время написания поста просто небыло. На момент обобщения материала в формат статьи узнал маленькую фишку как сделать макрофото мобилкой :). Все просто - перед камерой мобилки держим линзу :). Выходит довольно сносно :). Часть фоток для статьи так и получено.

Теперь по-порядку - каковы бывают причины непостановки на взвод? Предположим, что механических повреждений нет, иначе все было бы очень просто и не заслуживало бы потраченного на размышления времени. Разбирай и меняй - чего тут думать? Возьмем случай когда внешне все цело, а на взвод не ставится. С такой загадкой стоит повозиться.

Прежде всего рекомендую разобрать винтовку и извлечь пружину. Проверять будем без нее - здоровье дороже. Сам имел опыт лечения собственного лба после срыва - так что лучше поверить моему опыту а не набивать свою шишку :). Для проверки вместо пружины можно надавить на поршень чем-то вроде стержня через отверстие в направляющей. Если установлена ГП - еще проще, убираем ГП и ставим задник без центрирующей шайбы. Через отверстие в заднике удобно не только давить на поршень для проверки, но и визуально увидеть насколько зацеп шептала входит в зацепление с поршнем.

И так начнем от печки, посмотрим на поршень со стороны зацепа - нет зализов? Поршень цилиндрической формы и не имеет сплюснусти? Если есть сплюснутость, то поршень может иметь люфт по высоте, что может дать ему возможность соскочить с зацепа шептала. Уточню, что вероятность столь сильного брака ничтожно мала. Для проявления дефекта должно совпасть несколько отрицательных факторов: малый зацеп шептала, сильная деформация задней части поршня, "проседание" вниз корпуса УСМ. В норме зацеп шептала имеет достаточную длинну, перекрывающую возможный небольшой люфт поршня. Проверить легко - без пружины взводим винтовку и со снятым задником цилиндра смотрим в открытый цилиндр. Визуально будет видно, выглядывает или нет зацеп шептала внутрь поршня. Можно, при наличии деформации поршня, попробовать поднять заднюю часть поршня, и в таком положении оценить величину зацепа. Как править поршень - не могу сказать, не правил. Но как возможную, хоть и мало вероятную, причину рассмотреть стоит. Восстанавливать круглую форму поршня с помошью молотка и оправки я бы не рискнул - слышал, что каленые поверхности при такой правке могут треснуть.

Если с поршнем все нормально, смотрим на корпус УСМ. Лепестки корпуса УСМ не деформированы? Корпус УСМ не болтается в пазах цилиндра винтовки? Корпус может болтатся и иметь люфты. Если стоит родной ступенчатый пластиковый поджим, то он надежно фиксирует корпус УСМ и исключает люфты. Если поджим удален, после установки газовой пружины (ГП), к примеру, то из-за смещения корпуса УСМ относительно цилиндра винтовки может возникнуть 2 ситуации: 1-я - корпус смещен сильно вперед и поршень при взведении упирается в передние зацепы лепестков корпуса УСМ, так, что площадка зацепа поршня не достает до шептала в достаточной мере. При этом поршень на лепестках корпуса УСМ оставляет следы. Хуже то, что поршень при взводе "через силу" может "запрыгивать" на лепестки и деформироваться. Скорей всего корпус УСМ "сжат" по ширине. Лечится разгибанием корпуса УСМ до своего нормального размера, так, что корпус УСМ встает плотно в паз цилиндра. Скорей всего этого будет достаточно. 2-я ситуация - когда корпус УСМ излишне смещен назад, тогда тоже площадка зацепа поршня может "не достать" до зацепа шептала. При взводе шептало издает щелчок, но на взвод не становится. У меня такое было - из-за "поплывшего" металла под винтом крепления корпуса УСМ после длительной эксплуатации УСМ сместился назад. Подточил надфилем для восстановления сечения отверстия под винт и все встало на свои места. Возможно прийдется немного подточить пазы корпуса УСМ, чтобы он сместился немного вперед. У меня этот дефект проявился с настрелом больше 7-8 тысяч. При возникновении сбоев работы УСМ при большом настреле стоит разобрать и внимательно осмотреть все детали, все заусеницы, наклепы, выработки следует устранить. С настрелом появляются наклепы и выработки у паза шептала под ось. При необходимости выравнивается надфилем и шлифуется нулевкой.

Встречал случай, когда из-за деформации корпуса УСМ (владелец любитель собирать винтовку не поставив на место УСМ, и потом ставил УСМ после сборки, само собой через силу) - корпус "сжался" по ширине. В результате на толковом клоне УСМ Гамо зависало шептало. Клон толковый потому, что как и на оригинальном Гамовском УСМ на шептале есть штампованая шышка, устраняющая болтание шептала внутри корпуса. Вышло так, что шептало было "затерто" с одной стороны корпусом УСМ и "шишкой", а с другой стороны малым пазом цилиндра под шептало. При возвращении лепестков корпуса в правильное положение шептало освободилось.

Кроме этого "сужение" корпуса УСМ приводит к тому, что корпус УСМ немного "проседает" в пазах цилиндра, что несколько "опускает" шептало, что может ухудшить надежность работы.

Время от времени читаю о непостановке на взвод винтовок Гамо и их клонов при установке ГП. Столкнулся с этим и сам после установки ГП в свой Крал. Поправил ширину корпуса и все встало на свои места. Правда перед установкой ГП сделал профилактику и мелкую, но приятную доработку УСМ, но об этом позже :), точней несколько ниже :). Как мне кажется, деформации и смещение корпуса УСМ происходит из-за того, что при установке ГП выбрасывается пластиковый поджим, который кроме поджима пружины несет еще не менее важную функцию - фиксацию корпуса УСМ.

Кроме сужения корпуса УСМ, зависания шептала при взводе бывают еще по причине наличия заусениц и шерховатостей, как образовавшихся при изготовлении, так и приобретенных в процессе работы деталей УСМ.



Изображение

На фото стрелкой с буквой "a" обозначена поверхность подшептала, на которой с настрелом у меня образовался небольшой "наклеп" в виде заусеницы, который цеплялся за шерховатость поверхности шептала обозначенной буквой "b", что приводило к зависанию. Для устранения отполировал эти поверхности, сняв предварительно заусеницу. Заодно полирнул поверхности обозначенные стрелкой "с". Думаю, что это должно улучшить возврат подшептала в случае отказа от выстрела при слегка "выбранном" рабочем ходе спуска. Да и усилие спуска должно немного уменьшится.

Теперь обратим пристальное внимание еще на одну причину сбоев в работе УСМ.

Для начала фотка того что мы имеем в результате разборки:
Изображение

1- шептало
2- подшептало
3- проточка обуславливающая "свободный" ход
4- здесь будет проточка, которая увеличит "рабочий" ход
5- непосредственно область захода шептала на подшептало
6- двойная пружина подшептала
7- пружина шептала
8- спусковой крючок (далее СК) с котором на своей оси находится пружина СК
9- корпус устройства спускового механизма (далее УСМ)
10- предохранитель
11- пружины блокировочной тяги и предохранителя
12- тяга блокировки СК при опушеном рычаге взвода
13- здесь в собранном сотоянии находится ось СК
14- штифт давящий частью расположенной внутри СК на проточку 3 подшептала и внешней частью воздействуя с тягой 12 блокирует СК при опушеном рычаге взвода

Кроме рассмотренных выше причин срывов, у Кралоских УСМ могут быть еще две:

1- Турки оставили слишком много свободного места внутри УСМ и шептало, и чуть менее подшептало, болтается внутри УСМ как им нравится.

2- Справедливо прежде всего для новых Кралов - Турки, видимо начитавшись ганзов, решили, что "свободный" ход это зло и что каждый уважающий себя аирганер все равно оденет на штифт 14 трубку и решили не делать проточку 3. Кроме того "рабочий" ход сделали заметно короче, что уменьшило заход ступеньки шептала на ступеньку подшептала... Это происходит из-за того, что подшептало "недовернуто" своей пружиной, т.к. подшептало упирается либо зоной 3 в штифт 14, либо кроме того, что вероятней всего в новых Кралах, в ось СК 13.

Обе эти причины вместе частенько портят удовольствие от только что приобретенных Кралов уже на первых десятках выстрелов, после которых в области 5 появляются "зализы", после чего винтовка вообще перестает становиться на взвод.

Для того, чтобы понять - "а оно вам нужно?", проведем небольшой эксперимент :) Возьмем еще неразобранный УСМ в руки (далее по тексту предполагаем, что корпус УСМ всегда расположен большой прорезью на боковой стенке к нам), большим пальцем одновременно тянем шептало 1 за зацеп и давим на него, прижимая шептало к подшепталу, само собой, что при этом ступенька шептала находится над ступенькой подшептала. Держит? Смещаем пальцем вправо и влево шептало относительно подшептала. Шептало соскочило оказавшись между корпусом УСМ и подшепталом и попросту не хватило величины перекрытия ступеней для компенсации смешения? Тогда мы идем к вам :) Вот вы и сами, как я надеюсь, поняли причину :)

Думаю, что как и у меня, шептало болтается как ему хочется, а подшептало смещено пружиной 7 к стенке корпуса 9, расположенной ближе к нам, образуя щель, в которую при перекосе соскакивает шептало...

У меня это являлось основной причиной и мне достаточно было бы устранить только ее, но чтобы не давать советов, которые сам не буду делать, я пройду весь путь, да и рано или поздно, все равно это сделать прийдется :) Кстати, мой Крал проходил без срывов порядка 5000 после чего в области 5 с одного края ступеней появились зализы... После двух срывов собственно я и решил заняться этой работой...

Диагноз ясен, начнем лечить по порядку :)

Прежде чем рассыпать УСМ по крышке стола, приготовим лист бумаги, на котором будем записывать/зарисовывать расположение деталей и особенно расположение пружин, это сильно увеличит схождение пасьянса :) Я как-то долго не разбирал УСМ и, понадеявшись на "опыт" быстренько разобрал УСМ, потом пришлось подумать над пружинами :)

Разборка не вызовет каких либо затруднений, также как и завершающая сборка, если конечно в процессе ничего не потерять :) Я разбираю УСМ над крышкой от коробки :) Правда пружину шептала все таки умудрился поискать по комнате. причем нашел в другом углу :)

Будем считать УСМ разобраным, до того же состояния, что и у меня.

Берем СК 8, вкладываем внутрь корпуса 9, есть зазор? Подбираем шайбу с внутренним отверстием, подходящего диаметра для оси СК (диаметры всех осей одинаковы, ось СК короче остальных, так что я их на рисунке не нумеровал) и достаточно тонкую, чтобы вставить в шель между корпусом 9 и СК 8. Если зазор мал, тогда можно немного сжать плоскогубцами боковушки СК, что я лично и делал, так чтобы можно было вставить между корпусом 9 и СК вашу шайбу. Ставим СК на место и поставив шайбу между стенкой корпуса с длинной прорезью (смотрит на нас на фото) и СК, вставляем ось и ставим на место фиксаторы. Таким образом у нас СК должен отодвинуться к дальней стенке на толщину шайбы.

Ставим на место подшептало 2 и пружину 7, вставим ось, можно пока без фиксатора. Подшептало теперь ближе к центру? Тогда мы молодцы, но пиво пить еще рано :)

Теперь поставим на место пружину 6 и шептало 1, вставим ось, опять же можно без фиксатора. Повторим опыт - шептало при смещении вправо/влево не проваливается в щель между корпусом 9 и подшептало 2? А некуда ему проваливаться :) Мы же поставили подшептало более-менее в середину :) Кому-то, мне в частности, этого может быть достаточно, если конечно зализы не катастрофических размеров и заход ступенек шептала и подшептала достаточен. Но я, как и обещал выше, пойду до конца :)

Вытаскиваем оси шептала и подшептала и снимаем подшептало.

Каким либо способом ставим отметку в месте контакта 4 подшептала 2 с осью СК 13. Уменя в этом месте был след от смазки :) и я для верности поставил царапину отверткой, ее видно на фото выше.
Можно вставить в корпус две оси и одев подшептало на свою ось снаружи, поставить отметку. Я до этого додумался только сейчас :)

Далее берем точильный инструмент, какой есть :) У меня нет, я одолжил бормашинку, у меня кроме этой еще кое-какие работы запланированы, хотя можно было и надфилем, на крайний случай алмазным :) На месте метки точим небольшое углубление, не увлекаясь и, частично собирая, время от времени проверяем величину перекрытия ступеней пары шептало-подшептало. Вполне может понадобиться также сделать небольшое углубление и в зоне 3 подшептала, особенно если его там небыло :) У меня было. При необходимости, углубив проточку 3 можно увеличить "свободный" ход СК. Проточку в зоне 4 я собственно сделал по глубине соизмеримой с проточкой в зоне 3. Перекрытие ступеней в результате проведеной операции увеличилось с 1,3мм до 1,7мм. Думаю, для меня, более чем достаточно. В вашем случае решать где остановиться конечно вам.

Вот так выглядит, насколько можно это рассмотреть на моем плохом фото, подшептало с двумя проточками
Изображение

После проведенной операции весь ход СК стал "рабочим".

В качестве бонуса за потраченное время, я бы, на вашем месте, заодно полирнул бы штифт 14, проточку 3 вместе прилегающей к ней с нижней частью подшептала, а также трущиеся поверхности внутри корпуса СК и снаружи самого СК, обратить внимание на длинную прорезь в корпусе и блокирующую часть штифта, может цеплять. Можно немного ослабить пружину СК, выпрямив подгиб расположенный внутри самого СК. Спуск после потраченных усилий станет мягким и ровным. Я это все проделал раньше :) Главное не увлекаться и не выбрасывать пружину СК совсем, как иногда советуют. Если переусердствовать, то возврат СК, при отказе от выстрела, когда часть хода СК уже "выбрана", будет затруднен, возврат СК будет только за счет пружины подшептала, шептало останется сдвинутым и возможен срыв.

По прошествии некоторого времени, рассматривая шептало со штампованной "шышкой" сбоку, я подумал, а почему бы и мне не бороться с "болтанием" шептала аналогичным способом. Родился в голове альтернативный метод рещения проблемы с болтанием шептала. Понятно, что выштамповывать шишку я не буду, но это и не надо :). На корпусе УСМ есть 2 отверстия, в одном из которых установлен зацеп пружины тяги блокировки СК 12. Второе отверстие свободно. Зачем ему зря пропадать :). Я в него установил латунный винтик, шляпкой внутрь, а снаружи накрутил гаечку. Получил тот же эффект :).

Изображение



Изображение

Теперь смещение шептала с двух сторон ограничено - с одной стороны лепестком СК (стрелка 1 на фото ниже), с другой стороны шляпкой винта (стрелка 2).

Изображение



Постреляв какое-то время с таким "длинным" "рабочим" спуском, я решил вернуть свободный ход. И не просто вернуть, а сделать его регулируемым, как в Гамовских УСМ. Опять же, велосипед изобретать не стал, за основу взял Гамовский оригинальный УСМ. Из пластика изготовил "Т"-образную вставку, которую плотно вставил в отверстие корпуса УСМ, которое турки сделали, но увлекшись экономией, не поставили туда вставку с регулировочным винтом настройки холостого хода. Отметил место для отверстия под регулировочный винт. Сделал отверстие меньшего диаметра чем винт и вкрутил с натягом винт в отверстие, нарезая резьбу как саморезом. Таким образом, втавка с одной стороны фиксирована планкой буквы "Т", с другой стороны винтом, вкрученым вплотную к стенке корпуса УСМ. Причем, за счет плотной посадки вставки в отверстие, и винта, своей длинной опирающегося на стенку корпуса УСМ, исключается самопризвольное изменение высоты вставки. Пластину изготовил из стенки водопроводной трубы ПВХ, отрезав сектор нужного размера и обточив до нужной толщины (заодно придав плоскую форму), потом придал форму буквы "Т" и подогнал размер по-месту. ПВХ материал достаточно вязкий, так что, надеюсь, винт, посаженый внатяг, выкручиваться не будет. Таким образом получил легкий (едва ощутимый по усилию), насколько это возможно, регулируемый по длинне холостой ход СК и предсказуемый короткий рабочий ход. Конечно эпитеты "легкий" и "предсказуемый" относятся к сравнению с обычным "заводским" спуском. На УСМ такого типа матчевый спуск вряд ли получишь. Но мне нравится :). Главное никаких токарно-фрезерных работ и стоимость доработки копеечная :).

Вот, как выглядит то, что в результате вышло:

Изображение



Изображение

Надеюсь эта статья будет кому-то полезна и я не зря потратил время на ее написание. Жду конструктивной критики и уточнений. Статья вышла несколько сумбурной, т.к. описанное в ней пробовалось и делалось в разное время на протяжении года :).

Удачных АП-ов.

Автор: Mydriy.
Материал подготовлен для конкурса статей airgun.org.ua 2009.

Комментарии пользователей
Waha-x
писал(а)
16.11.2011 23:48:14
Воспользовался советами, очень признателен !!!
Отличная статья, благодарю автора.
Waha-x
sohey
писал(а)
20.08.2013 23:30:48
статья более чем интересная, мой 004 крал набрал пока до 1000 выстрелов, через 4000 глянем
mixayloff
писал(а)
16.12.2013 09:07:07
в моїм гамо— клоні , не регулювався спуск гачка , я взяв викрутив той болт а він сильно короткий і навіть не доставав до шептала, я взяв замінив його на більш довгий ,це допомогло , але треба акуратно його дотягувати по 1—0.5 оберта і робити пробний постріл , головне не робити сильно короткий спуск, є загроза зриву , і шептала швидше зношується,рекомендую залишити 3—5мм ходу гачка.
максим
писал(а)
25.02.2014 13:50:50
Огромное спасибо автору, очень пригодилось, перерыл весь инет это самя информативная статья, проблема была в следующем после установки ГП после 50 выстрелов перестала вставать на взвод, без пружины нормально с пружиной никак,полировка рабочих поверхностей помогла. Еще раз огромное спасибо автору!!!
Саид
писал(а)
22.08.2016 10:05:17
Автор, спасибо.
Сергей
писал(а)
09.04.2017 14:53:27
Что делать если слизан поршень в месте зацепа с СМ?
Написать комментарий
(видим только администраторам)
Загрузите картинку