Fenwerkbau 300s
Спортивная пружинно - поршневая винтовка Fenwerkbau 300s, представитель так называемой «большой тройки», по праву занимает свое место в ряду с лучшими матчевыми винтовками своего времени Anschütz 380 и Diana 75, являющимися вершиной эволюции ППП пневматики.
В данной статье хочу показать устройство винтовки, пошаговую разборку и обратить внимание на некоторые моменты при сборке.
Разборка начинается со снятия ложа. Выкручиваем два винта, снимаем ложе и откладываем в сторону.
Сквозь раму отката вставлен поперечный штифт, закрепленный двумя стопорными шайбами. При взводе в него упирается трещотка храповика и толкает компрессор винтовки вперед, ставя откат на взвод. Снимаем одну стопорную шайбу и вынимаем штифт.
Снимаем пружину отката.
Для снятия задней направляющей отката нужно приподнять над ней раму и вывести направляющую назад.
Снимаем стопорные шайбы передних направляющих, выводим направляющие штифты вперед и снимаем раму.
Выкручиваем два винта крепления колодки спуска и снимаем ее в сборе. При сборке необходимо обратить внимание на то, попал ли выступ трещотки в ответное окно в стакане поршня.
Выкручиваем осевой винт ручки взвода, выводим тягу взвода из зацепления со стаканом поршня и откладываем в сторону. Снимаем стопорную шайбу крепления пружины перехватчика поршня.
Вынимаем грибок, удерживающий пружину, саму пружину и кнопку. При сборке следует обратить внимание на положение пружины, своим изгибом на конце она должна упираться в стенку задней колодки. Если вставить неправильно, то не будет работать перехватчик поршня.
Упираем винтовку задником в стол, ключом на 17 выкручиваем болт фиксации задней колодки с радиусной проставкой и калиброванными шайбами. У этого узла есть интересная и неочевидная функция. С помощью замены или добавления шайб можно регулировать величину люфта отката. При увеличении толщины шайб мы опускаем колодку спускового механизма и шептало отката по отношению к задней направляющей, тем самым выбирая люфт. Менять толщину шайб стоит постепенно, при переборе или недоборе толщины может произойти недовзвод, поршень упрется в шептало или не войдет с ним в зацепление и повиснет на храповике и перехватчике при не взведенном спусковом механизме. Выйти из такой ситуации в две руки будет проблематично. Подробнее о работе отката будет дальше. Вынимаем заднюю колодку.
Не теряем перехватчик поршня.
Так детали перехватчика расположены относительно задней колодки и взаимодействуют с хвостовиком поршня.
Извлекаем из компрессора пружину и стакан с поршнем. На этом разборка, необходимая для обслуживания винтовки закончена. Во время сборки необходимо заранее совместить пропил в поршне с окном тяги взвода в стакане. При поджатой пружине сделать это будет затруднительно.
Сборка происходит в обратном порядке и особых затруднений не вызывает.
Далее идет спусковой механизм.
В его колодке расположен храповой механизм, удерживающий от захлопывания под действием боевой пружины ручку взвода в промежуточных положениях взвода. Трещотка храповика просто выезжает по направляющим колодки. Зуб храповика качается на оси, закрепленной в колодке стопорными шайбами. Ось крепления пружинки не стал вынимать.
Для снятия первых шептал, да, их два и оба первые, снимаем стопорную шайбу с оси, выдавливаем ее из колодки, и достаем шептала. Не теряем маленькую пружинку, установленную между шепталами.
Освобождаем блокиратор спускового крючка при открытом рычаге взвода от пружинки, которая крепится за отверстие сверху, вынимаем ось и снимаем блокиратор и третье шептало, они видят на одной оси. Снимаем ограничитель, ось спускового крючка и сам спусковой крючок.
Снимаем четвертое шептало с регулировочными винтами. Не теряем пружинку и дистанционные шайбы. У меня они прилипли к колодке и вывалились только во время чистки.
Выдавливаем две оси и вынимаем второе шептало с толкателем в сборе. Между ними установлена пружина. В руках остается пустая колодка. Видна опорная площадка пружины четвертого шептала и ось с пружинкой блокировки спускового крючка, снимать ее я не посчитал нужным.
Собирается спусковой механизм в обратном порядке без каких либо проблем.
Далее рассмотрим работу спускового механизма. Он имеет два первых шептала, одно удерживает на взводе поршень, другое удерживает на взводе откат. Срабатывают они одновременно под действием второго шептала.
Для наглядности работы шептала отката убрал третье шептало. При взводе оно опускается и расклинивает железо винтовки между упорами передних и задней направляющей. В момент спуска второе шептало поворачивается на оси по часовой стрелке и поднимает шептало, выводя его из упора с направляющей, что позволяет сработать откату синхронно выстрелу.
Так располагаются шептала при взводе и спуске.