Увеличение хода поршня
Увеличение хода поршня
путем выдвижения колодки спускового механизма.
Данный апгрейд применим ко всем видам ижевских пружинно-поршневых винтовок, взводимых переломом ствола - от старинных ИЖ-22 до продающихся ныне ИЖ-38 и МР-512.
Рассмотрим его на примере винтовки МР-512, как обладающей на сегодняшний день максимальным ходом поршня.
НЕМНОГО ТЕОРИИ
Впервые я прочел об этом действии в сообщении московского мастера Константина Плахова (КВП), поэтому будем считать его первопроходцем в этом деле. Суть в том, что при установленном на боевой взвод поршне манжета, а иногда и часть поршня позади нее, остаются внутри рабочей части компрессора, что приводит к неполному использованию его объема. Это нехорошо, а, значит, подлежит исправлению.
Это решается отодвиганием назад колодки спускового механизма (далее КСМ). Как и на сколько ее можно отодвинуть? Рассмотрим положение КСМ в цилиндре винтовки. Она установлена заподлицо и фиксируется поперечным штифтом, в современных винтовках также являющимся осью спускового крючка. Выдвижение колодки осуществляется переносом назад отверстия под штифт крепления КСМ в цилиндре (см. рис. 1).
Какие преимущества это дает? Во-первых, увеличивается объем сжимаемого воздуха. Во-вторых, за счет большего хода увеличивается разгон поршня и за счет возросшей инерции увеличивается усилие сжатия поршнем воздуха в конце рабочего хода, когда поршень тормозится образовавшейся в компрессоре воздушной “подушкой” с одной стороны, и уменьшившимся усилием распрямившейся пружины, с другой стороны. В-третьих, улучшается комфортность сборки винтовки, что немаловажно при установке пружины, более мощной, чем штатная.
Какие недостатки этого действия? Необходимо уметь работать с мерительным инструментом и инструментами по металлу, и придется увеличивать выемку в ложе под выступающую колодку.
Рис. 1. Размеры и положение новых отверстий и выемок ( темно-серым закрашено штатное отверстие, пунктиром показаны положения новых отверстия и выемки под пенек предварительной фиксации КСМ). |
Какие факторы определяют величину выноса (размер L на рис. 1)? В основном их три, а определяющими являются два - размер компрессора и кинематическая схема собственно винтовки.
Первый, и самый существенный - размеры собственно компрессора, т.е., части цилиндра, где воздух сжимается поршнем. Его длина в стандарте 85 мм, из которых используется обычно только 80 мм - манжета толщиной в 5 мм остается в компрессоре целиком. Поэтому имеет смысл использовать именно эти 5 мм.
Почему же не больше, ведь из теории вытекает, что больший ход увеличивает КПД компрессора за счет возросшей инерции поршня? Здесь вступают в силу следующие два фактора. Первый, менее важный, вытекает из вышеупомянутого размера компрессора - остальная часть цилиндра имеет паз-прорезь под зуб взведения поршня. Манжета будет деформироваться и рваться, если она окажется в этом пазу при взведении поршня, Тем более что взведенный поршень в результате воздействия пружины и зацепа за край находится в цилиндре в слегка перекошенном положении, как раз таком, чтобы деформация манжеты оказалась максимальной. Конечно, обработкой краев паза можно свести повреждения манжеты к минимуму, но тут вступает в действие второй важный фактор - система взвода поршня, точнее, длина рычага взведения.
Если рассмотреть систему взвода поршня, то мы увидим, что рычаг не просто переводит зацеп поршня за зуб шептала спускового механизма, но и отжимает шептало вверх, проходя на 3-5 мм больше, чем требуется для простого провода поршня. В стандартной винтовке МР-512 запас по ходу рычага и составляет максимум эти 5 мм, о которых говорилось ранее, для большего увеличения хода рычага нужно увеличивать его длину наваркой скошенной площадки, взводящей шептало. Поэтому без изменения параметров компрессора увеличивать ход поршня больше, чем на 5 мм, не имеет большого смысла.
ЧТО ДЕЛАЕМ
Первым делом нужно проверить, на сколько можно в конкретной винтовке выдвинуть колодку, чтобы передний, рабочий край манжеты не выглядывал из компрессора. Здесь важна каждая десятая миллиметра! Затем нужно проверить, позволяет ли рычаг взведения отжать шептало в положение боевого взвода при таком выдвижении. Для этого требуется разобрать винтовку, извлечь боевую пружину из цилиндра, чтобы не мешала двигать колодку, и сразу желательно вынуть пенек, удерживающий КСМ от срыва при вынутом поперечном штифте - он не позволит отцентровать в цилиндре смещенную назад КСМ. Этот пенек обычно просто посажен с небольшим натягом и без труда вынимается клещами или плоскогубцами. Эта проверка необходима с учетом ижевского “качества” - отклонения от винтовки к винтовке имеются довольно часто.
Предположим, измерения показали, что КСМ можно выдвинуть на величину L, равную 5 мм. Отверстие под штифт имеет диаметр, близкий к 6 мм (обычно от 5,9 до 6,1 мм) - его можно принять за 6 мм. Итак, отмеряем от края отверстия расстояние в 0,5L (в нашем случае это 2,5 мм) и накерниваем центр нового отверстия. Ту же операцию повторяем с другой стороны цилиндра, чтобы избежать несоосного расположения нового отверстия. Я рекомендую первое сверление проводить сверлом меньшего диаметра (4-4,5) мм, а затем чистовое сверление и/или доработку надфилем. Полученное отверстие должно заходить на предыдущее - его радиус примерно на полмиллиметра больше сделанного отступа. Проверим, как садится штифт в сделанное отверстие - он должен входить без натяга, но и не болтаться. Закрепим колодку на новом месте и проверим без пружины, как взводится винтовка. Все еще взводится и ничего не торчит? Поздравляю, глазомер и руки не подвели. Финальный штрих - установка вынутого ранее пенька на место в КСМ и выпиливание новой выемки под него или установка нового пенька по месту старой выемки.
Теоретически положение новой выемки смещено на тот же размер L. Практически можно померить по месту. При установке нового пенька лучше вместо него вкрутить короткий винтик М3, нарезав в колодке соответствующую резьбу - такой винтик легко выдерживает усилие пружины от винтовок “Гамо Хантер”.
ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ
В зависимости от установленной пружины при прочих неизменных параметрах винтовка МР-512 в среднем прибавляет от 5 до 15 м/с стандартной полуграммовой пулей. Неплохо помнить о том, что при смещении КСМ увеличилась длина посадочного места под пружину, а, значит, уменьшилось усилие ее предварительного поджима. Это устраняется установкой утяжелителя поршня со шляпкой, толщина которой компенсирует увеличение длины посадочного места, или подкладыванием под пружину шайб диаметром 18-19 мм соответствующей толщины.
svar45 : NB! К статье есть комментарий на форуме. А именно, негативный опыт с переноской штифта.